Лариса Белага (la_belaga) wrote,
Лариса Белага
la_belaga

Categories:

ПАДЕНИЕ ЧЕРТЫ ОСЕДЛОСТИ

Когда знакомишься с подобными материалами мысль о том, что и сегодня в своем развитии многие по-прежнему остаются "двуногими", высшими животными, но еще так далеки от того прекрасного будущего, в котором фраза "Человек - звучит гордо" станет не мечтой или лозунгом, а реальностью. А пока - и в этом вопросе, и во многих-многих других - мы все еще только "двуногие". Но уже виден в конце тоннеля свет. Человеку - быть. Во всем.
Статья об истории еврейской черты оседлости в царской России.

Профессор Арон ЧЕРНЯК

"Можно ли придумать меру более ан­тигосударственную, чем черту оседлос­ти?"
Академик В.Бехтерев.
"Мне отмщение и аз воздам"

В советской популярной (да и научной) литературе по поводу отмены черты осед­лости чаще всего писали примерно так: революция покончила с позорной чертой оседлости, уравняв евреев в правах со всеми гражданами бывшей Российской империи. И никогда не уточнялось - КА­КАЯ ИМЕННО революция отменила черту оседлости, бывшей символом политики государственного антисемитизма в царс­кой России. А потому чаще всего это ста­вили в заслугу власти Советов...
На самом деле большевики здесь не при чем: более 95 лет назад, 22 марта 1917 года, российские газе­ты опубликовали постановление Вре­менного правительства - его по сути пер­вый крупный законодательный акт. Рос­сийские евреи ожидали его боле 126 лет, а принят он был в течение двух дней.

Два основных документа определяют историческую судьбу так называемой "черты оседлости". Первый увидел свет 23 декабря 1791 года, когда императри­ца Екатерина II после рассмотрения "ев­рейского вопроса" Советом государыни подписала высочайший указ "О недозво­лении евреям записываться в купечест­во внутренних губерний". В Москву им дозволялось приезжать "лишь на извест­ные сроки по торговым делам". Этим бы­ло положено начало черты оседлости (полное название - черта постоянной ев­рейской оседлости).

Второй документ был порожден Фев­ральской революцией. Ему предшествовала декларации, которую 3 марта под­писали председатель 4-й Государствен­ной Думы М.Родзянко и министр-пред­седатель Временного правительства князь Г.Львов. Они заявили, что одна из главных задач новой власти - "отмена всех сословных, вероисповедных и на­циональных ограничений". На следую­щий день, 4 марта, военный министр А.Гучков внес предложение - разрешить евреям производство в офицеры. Ми­нистр просвещения А.Мануйлов потре­бовал отменить процентную норму для евреев. 6 марта к требованиям присое­динился министр торговли и промыш­ленности А.Коновалов, который отменил национальные ограничения на запрет при покупке земли, вхождения евреев состав правлений акционерных компа­ний и прочее.

Большую работу провел министр юс­тиции А.Ф.Керенский (кстати, бывший еще в царское время активным защитни­ком еврейства) вместе с членами Поли­тического и информационного бюро при еврейских депутатах 4-й Государствен­ной Думы. Уже вскоре напряженная ра­бота этих компетентных деятелей завер­шилась выработкой соответствующего проекта постановления Временного пра­вительства. Оно было принято 20 марта и опубликовано двумя днями позже.

Обращает на себя внимание одно не совсем понятное обстоятельство. В тексте Постановления Временного пра­вительства, обнародованного 22 марта, ничего не говорится о евреях. И это не случайно: отсутствие упоминания о ев­реях стало результатом просьбы Политического и информационного бюро при евреях - депутатах 4-й Государственной Думы. Впрочем, в этом не было нужды, ибо Постановление имело в виду и дру­гие национальности - отдельное упоми­нание евреев было бы воспринято нега­тивно. В принятом документе содержал­ся перечень статей российского законо­дательства, которые теряли силу - их насчитывалось около 150 и большинство представляли антиеврейские ограниче­ния. Конечно, имелись в виду и все зап­реты, которые были связаны с существо­ванием пресловутой черты оседлости. Следует подчеркнуть, что постановление 22 марта 1917 года было, так сказать, вторичным документом, ибо в принципе оно основывалось на Декларации, под­писанной председателем 4-й Государ­ственной Думы М.Родзянко и минист­ром-председателем правительства Г.Львовым 3 марта (на следующий день после отречения Николая II). В Деклара­ции указывалось, что одно из главных целей новой власти - решение Времен­ного правительства о ликвидации черты оседлости - осуществлялось чрезвычай­но оперативно, четко и организованно. 24 марта 1917 года князь Г.Львов, руко­водитель Петроградского Совета рабо­чих, солдатских и крестьянских депута­тов Н.Чхеидзе и К.Скобелев приняли ев­рейскую официальную делегацию: депу­таты 4-й Государственной Думы и члены политического бюро поздравили их и все еврейское население России с истори­ческим событием. Таков был завершаю­щий этап борьбы российского еврейства и всех прогрессивных сил страны.

9 мая военное министерство и Гене­ральный штаб России обнародовали постановление об отмене всех сослов­ных, вероисповедных и национальных ограничений при поступлении в военно-учебные заведения и о производстве офицеров-евреев на общих основаниях. Последний пункт, с одной стороны, выз­вал патриотическую реакцию еврейско­го населения; значительная масса ев­рейских молодых людей устремилась в юнкерские училища и школы прапорщи­ков, пополнив кадры российского офи­церства. С другой - они во многих случа­ях столкнулись с враждебным отношени­ем российского офицерства.

Разумеется, формальный акт о лик­видации черты оседлости не появился на пустом месте. До этого шел длительный процесс вызревания требований о необ­ходимости уничтожения этого позорного и вредного явления. Суть черты осед­лости - в закреплении основной массы еврейского населения за определенной обязательной территорией, выход из ко­торой требовал индивидуального разре­шения власти. Безусловно, такое зак­репление носило выраженный дискри­минационный характер, свойственный феодальным порядкам. В сущности, речь шла о своеобразном крепостном праве по национально-территориально­му признаку.

В России периоды ухудшение и улуч­шение положения евреев нередко сме­няли друг друга. Во многом это зависело от личности императора. Скажем, Павел I благосклонно относился к евреям, Александр I проявлял некоторые либера­лизм, а вот Николай I был откровенным антисемитом. В частности, в период его правления в 1827 году впервые стал про­водиться рекрутский набор еврейского населения, который отличался резко вы­раженным антиеврейским подходом -тягостна была участь малолетних евре­ев, которые становились кантонистами. Время Александра II - эпоха вели­ких реформ - несколько улучшило положение евреев. В частности, была проведена всесословная военная реформа, изменившая порядок набора евреев в армию, введен доступ к чину унтер-офи­церов (весьма ограниченный). Встал даже вопрос о производ­стве некрещеных евреев в офи­церы, но он был провален при об­суждении в высших сферах. Был создан Комитет для определения мер коренного преобразования положения евреев в России, что вселяло некоторые надежды. Председатель этого Комитета граф П.Д.Киселев, почетный член петербургской Академии наук, предложил пересмотреть все со­ответствующие законы "для сог­лашения их с общими видами слияния сего народа (еврейского - Б.Ч.) с коренным населением, поскольку нравственное состоя­нии евреев может сие позво­лить". Император одобрил док­лад Киселева.

Активную позицию заняли не­которые высшие чиновники. Но­вороссийский генерал-губерна­тор граф А.Г.Строганов и министр внутренних дел С.С.Ланской предложили уравнять евреев в правах с остальным населением, черту оседлости ликвидировать. Такой проект выдвинул рижский купец Брайнин. Но подобные требования и император, и правительство сочли че­ресчур радикальными, указав, что к это­му не готов сам еврейских народ. Группа еврейских купцов первой гильдии обра­тилась в 1856 году в правительство с бо­лее скромными предложениями - пре­доставить равноправие некоторым кате­гориям еврейского населения страны. В период правления Александра II процесс расширения прав евреев, в том числе связанный с правом жительства помимо черты оседлости, обрел значительно бо­лее широкий характер.

С воцарением Александра III (1881 -1894) правительственный курс по отно­шению к евреям резко изменился в сто­рону ухудшения. Заслуживают внимания высказывания крупнейшего государ­ственного деятеля России С.Ю.Витте: "Единственное решение еврейского воп­роса заключается в том, чтобы дать им возможность жить, а это возможно лишь при уничтожении специальных законов, созданных для евреев, так как в конце концов не существует другого решения еврейского вопроса, как предоставле­ние евреям равноправия с другими под­данными". Витте был убежден в том, что, если бы дело Александра II продолжа­лось, "то еврейского вопроса в том поло­жении, в котором он находится ныне в России, не было бы". И наконец: "Поли­тика всяких ограничений евреев не мо­жет принести ни к какому результату, так как эту политику a la longue (в течение длительного времени - А.Ч.) выдержать совершенно невозможно. Этому служит примером история еврейства во всех за­падных государствах".

Курс на так называемые контррефор­мы нашел проявление в юдофобской по­литике Александра III. В начале 1880-х прекратилась волна еврейских погро­мов, что было поддержано многими об­щественными деятелями. Исключение составили лишь М.Салтыков-Щедрин, Н.Шелгунов, Д.Мордовцев. Глашатаем антисемитизма выступил К.Победонос­цев, провозгласивший: "Еврей - паразит, удалите его из живого организма, внутри которого и за счет которого он живет, пе­реселите его на скалу, и он погибнет". А мае 1882 года были приняты "Времен­ные правила" (ставшие постоянными) -концентрированный документ, который объявил широкое наступление на жизнь российского еврейства. В 1883-м комис­сия И.Палена приступила к разработке нового положения о евреях, но предло­женные позитивные меры были отклоне­ны властью.

Были и протесты. В 1890-м в Лондоне двухтысячный митинг принял петицию к Александру III по поводу положения ев­реев в России - ответа не последовало. Та же судьба постигла протест передо­вой российской интеллигенции во главе с В.Соловьевым. Политика Николая II продолжала линию Александра III. Пог­ромы получили широкое распростране­ние, обрели террористический характер (печально знаменитый Кишиневский погром 1903 года и другие). Попытки I Государственной Думы и даже некото­рых членов правительства улучшить по­ложение евреев ни к чему не привели. Напротив: были уволены последние нек­рещеные евреи, опытные деятели госу­дарственных учреждений. Но, несмотря на это, евреи приняли активное участие в Первой мировой войне - к 1916 году число их в российской армии достигло 500 тысяч, в том числе добровольцев.

В 37 номере сионистской газеты "Рассвет" за 1926 год был опубликован сенсационный материал - протоколы секретных заседаний Совета министров России за период с 16 июля по 2 сентяб­ря 1915 года, на которых обсуждался ев­рейский вопрос. Он были представлен помощником управделами Совета мини­стров Я.Н.Яхонтовым.

"Нельзя вести войн сразу с Германи­ем и с еврейством". Эти странные слова прозвучали в 1915-м из уст Главноуправ­ляющего земледелием и землеустрой­ством А.В.Кривошеина. Это был не ора­торский прием или литературный обо­рот: он отражал действительное положе­ние вещей. И министр вовсе не являлся первооткрывателем: в 1915 году Все­мирный Социалистический рабочий ин­тернационал выпустил документ, в кото­ром указывалось: "Россия объявила ев­рейскому населению войну". Но Россия не могла одновременно вести две войны - одну из них необходимо было прекра­тить. Остановить войну с Германием бы­ло никак нельзя, следовательно, было необходимо прекратить битвы с еврей­ством. Но это оказалось не так просто: цена была одна - пресловутая черта оседлости, важнейший символ и прояв­ление государственного антисемитизма.

Обратимся к документам. А.Яхонтов: "В ставке сложилось убеждение, что ев­рейское население на театре войны яв­ляется сосредоточением шпионажа и пособничества неприятелю. Отсюда воз­никла мысль о необходимости очищать прифронтовую полосу от евреев. Евреи изгонялись поголовно без различия пола и возраста. В общую массу включались и больные, и увечные, и даже беременные женщины... Что творилось во время этих экзекуций - неописуемо. Даже непримиримые антисемиты приходили к членам правительства с протестами и жалобами на возмутительное отношение к евреям на фронте. В конце концов в тех входив­ших в черту оседлости губерниях, куда выдворялись гонимые военными властя­ми невольные беженцы, становилось не­выносимо жить не только пришлому ра­зоренному люду, но и самому коренному населению...". Сложившееся положение вызвало возмущение не только в России, но и за рубежом, в странах, которые вели войну с Германием, и особенно - в США. Конкретными виновниками выселения евреев и связанных с этим последствий были верховный главнокомандующий русской армией великий князь Николай Николаевич и начальник его штаба Н. Янушкевич. Оба они были известны как неприкрытые антисемиты.

Нередко евреев брали в качестве за­ложников, репрессировали вплоть до смертной казни. Фактический геноцид еврейского народа стал возможным на фоне государственного и бытового анти­семитизма. Но в России нашлись обще­ственные силы, которые выступили про­тив позора и вредоносности политики, которая наносила вред самому государ­ству. Высылке подлежали около полуто­ра миллиона человек. В борьбе против преступления властей объединились ев­реи - общественные деятели с прогрес­сивными деятелями русской культуры. М.Горький, Л.Андреев, Ф.Сологуб возг­лавили движение в поддержку евреев. Почти двести видных деятелей культуры подписали протест против антисемитиз­ма. Стали выпускать сборники "Щит" -рупор прогрессивной России. Яркие, гневные статьи М.Горького против анти­семитизма, в частности, заканчивались словами: "Жить - стыдно, стыдно встре­чаться с евреями на улице..."

Несмотря на консервативный состав, 4-я Государственная Дума не могла ос­таться в стороне. В частности, П.Милю­ков заявил на заседании Думы: "Все бледнеет перед тем, что было сделано с евреями. Этот несчастный народ, охва­ченный в начале войны общим патриоти­ческим воодушевлением, сделался предметов какого-то систематического издевательства. Нельзя - это огульное обвинение целой народности в преда­тельстве и измене"...

Но вернемся к протоколам секретных заседаний Совета министров России 1915 года. Из речи министра внутренних дел князя Н.В.Щербатова: "Наши усилия вразумить Ставку остаются тщетными. Все доступные нам способы с предвзя­тыми тенденциями исчерпаны. Мы все вместе и каждый в от­дельности неоднократно и говорили, и писали, и жаловались. Но всесиль­ный Янушкевич считает для него необязательны­ми общегосударствен­ные соображения. В его планы входит поддержи­вать в армии предубеж­дения против всех вооб­ще евреев и выставлять их как виновников неудач на фронте. Такая полити­ка приносит свои плоды, в армии растут погром­ные настроения. Не хо­чется этого говорить, но мы здесь в своей среде и я не скрою подозрения, что для Янушкевича ев­реи едва ли не являются одним из тех алиби, о которых прошлый раз упоминал А.В.Кривошеий. Как бы ни было, мы, ви­димо, лишены возможности побороть зло в корне, и нам остается искать спо­собы уменьшить его пагубное влияние на государственные интересы и на внут­реннюю политику правительства... Сей­час положение таково. Сотни тысяч ев­реев всех полов, возрастов и состояния продвинуты и продолжают продвигаться на восток от территории театра войны. Распределение всей это массы в грани­цах черты оседлости не только трудно, но прямо невозможно. Местные губер­наторы доносят, что все заполнено свы­ше пределов вместимости, и что если дальнейшее ее вселение не будет не­медленно прекращено, они не отвечают за безопасность новых поселенцев, вви­ду возбужденного состояния умов и пог­ромной агитации, особенно со стороны возвращающихся с фронта солдат. Не только бытовые, но и экономические са­нитарные соображения требуют разре­шения населения...".

Из речи министра торговли и про­мышленности князя В.Н.Шаховского: "Самым решительным образом поддер­живаю предложение министра внутрен­них дел. Сейчас такое наступило время, когда приходится поступаться принци­пами... то или иное решение еврейского вопроса представляется чрезвычайно важным с точки зрения интересов тор­говли и промышленности..."

Из речи А.В.Кривошеина: "Министр финансов... просил меня довести до ва­шего сведения совершеннородные с ми­нистром внутренних дел соображения о настоятельной необходимости предпри­нять решительные шаги в еврейском вопросе и о желательности такого акта, который имел бы демонстративное зна­чение не только в России, но и за грани­цей". Он сослался на заявление еврейс­ких деятелей: барона Гинцбурга, Камен­ки и Варшавского, которые заявили ми­нистру финансов о всеобщем возмуще­нии по поводу отношения к еврейству и о возникших в связи с этим финансовых сложностях для правительства. Криво­шеин признал: "неотложно необходим демонстративный акт по еврейскому вопросу. И чем скорее он будет прове­ден, тем лучше", ибо "нож приставлен к горлу и ничего не поделаешь... Надо предъявить представителям евреев отк­ровенный ультиматум: мы даем вам из­менение правил о черте оседлости и при том весьма существенное, а вы пожалуй­те нам денежную поддержку на русском и иностранном рынках и окажите содействие на зависимую от еврейского капи­тала печать в смысле перемены ее рево­люционного тона". К этому Щербатов добавил: "Мы попали в заколдованный круг. Сейчас мы бессильны, ибо деньги в еврейских кругах, и без них мы не най­дем ни копейки, а без денег нельзя вести войну".

6 августа 1915 года премьер И.Л.Горемыкин доложил царю о заседаниях Совета министров по еврейскому вопро­су. Николай в принципе одобрил наме­ченные меры. Совет министров уполно­мочил министра внутренних дел немед­ленно издать на основании 158 статьи "Положения об учреждении минис­терств" циркуляр, предоставляющий до­пущение евреев на время войны к сво­бодному жительству в городах, за иск­лючением столиц и местностей, подве­домственных министрам двора и воен­ному.

9 августа 1915 года на заседании Со­вета министров состоялось утверждение акта. Его подписали все министры, за исключением министра транспорта С.В.Рухлова. Этот фанатичный антисе­мит признал, что его "чувства и сознание протестуют". Некоторые министры зая­вили, что решились на утверждение акта "скрепя сердце, принимая во внимание военную необходимость". Так заверши­лось это необычное "действо" царского правительства - за полтора года до Фев­ральской революции, которая решитель­но покончила с пресловутой чертой оседлости.

Акт 9 августа 1915-го сыграл истори­ческую роль в борьбе еврейства России за свои права. По черте оседлости, сим­волу государственного антисемитизма, был нанесен сильнейший удар. Он спо­собствовал некоторому снижению уров­ня государственной юдофобии, демон­стрировал приоритет национальных ин­тересов России, признание вредности для страны существующего уровня анти­семитизма. Эта вынужденная линия по­лучила определенную поддержку в об­щественном мнении. Даже некоторые завзятые антисемиты вынуждены были признать правомерность коренного из­менения черты оседлости. Так, П.Крупенский заявил на заседании Государ­ственной Думы: "Я - прирожденный ан­тисемит, но пришел к заключению, что теперь необходимо для блага родины сделать уступки для евреев. Наше госу­дарство нуждается в настоящее время в поддержке союзников. Нельзя отрицать, что евреи - большая международная си­ла и что враждебная политика относи­тельно евреев ослабляет кредит госуда­рства за границей... Таким образом, я сознательно отказался от своих прежних взглядов и согласился с требованиями к.-д. (кадетов-А.Ч.)".

Это решение царского правительства стало возможным в исключительных во­енных, политических, экономических, международных, а также нравственных условиях, в которых оказалась Россия. Вопрос о черте оседлости оказался тог­да в эпицентре важных событий. Но его решение было неполным по радикаль­ности, непоследовательным. Правитель­ство, в сущности, боролось не столько против государственного антисемитиз­ма в принципе, сколько против его край­ностей. Российское еврейство вправе было ожидать более радикальных мер. Они были впереди - в новых историчес­ких условиях, после Февральской рево­люции...

«Время НН» «Новости недели» 10-05-2012
Tags: еврейская тема
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments